События и новости

Майя Бакаева. Живопись. Каталог. 1997г.


Вступительная статья из каталога.

Неисповедимы пути, которыми приходят в искусство. Живут рядом два человека – один видит небо, землю, деревья, цветы, людей, а другой видит красоту, и его удивление перед
красотой не проходит и выливается в желание удержать ее, сохранить и показать людям.
И тогда рождаются стихи, музыка, картины.
Детство и юность Майи Бакаевой прошли в одном из крупнейших индустриальных центров Украины, городе Запорожье. Здесь странным образом уживаются рядом красивейшие приднепровские пейзажи, куски нетронутых ковыльных степей, маленькие домики, утопающие в садах с огромными металлургическим заводами и могучей плотиной Днепровской гидроэлектростанции. Эти контрасты будили воображение и пробуждали желание запечатлеть удивительный и прекрасный мир.
Художественную студию, которая юная Майя посещала, ещё учась в школе, возглавлял
интересный художник и хороший педагог Владимир Коробов, прививавший своим ученикам не только профессиональные навыки, но и фанатичную любовь к искусству.
Поэтому, после окончания школы, вопрос о выборе профессии у Майи не возникал, выбор уже был сделан, и следующим этапом её жизни стала учёба в Днепропетровском художественном училище, которое славилось тогда высоким уровнем преподавания не только на Украине.
Поколение Майи Бакаевой получило профессиональную подготовку в годы, когда был снят запрет с той части нашего художественного наследия, которая много лет замалчивалась или, наоборот, поносилась как “формалистическая”. Поколение 60-х годов открывало для себя не только русский и западный импрессионизм, но и искусство русского авангарда и последние веяния в западном искусстве. В тоже время будущие художники проходили строгую академическую школу обучения. Эти разнородные влияния не только не мешали, но даже помогали формированию ярких, творческих личностей, реализовавших, впоследствии полученные знания в своих произведениях.
После окончания учёбы Майя Бакаева вернулась в родной город, где сразу обратила на себя внимание активным участием в выставках. Её пейзажи, натюрморты, портреты демонстрировались на областных и республиканских выставках и, сравнительно скоро, она была принята в Союз художников, что означало признание её высокого профессионального уровня. Однако для самой художницы это были трудные годы художественного поиска, выбора своей темы и своего языка. Диапазон её творчества определился не сразу, потому что молодой художнице было интересно решительно всё –
люди, природа, предметы. Всё это существовало само по себе и вместе и образовывало такой сложный, многокрасочный и многоплановый мир, что хотелось охватить всё сразу.
Всё на что падал взгляд, было ослепительно прекрасно, будило, творческий восторг, вызывало множество замыслов и идей. Необходимо отметить, что эту способность тонко чувствовать красоту и восхищаться ею, художница пронесла через всю жизнь и сохранила
в неприкосновенности.
Но наряду с этим перед нею стояли и чисто профессиональные проблемы, возникающие перед каждым художником независимо от его знаний и зависящие только от опыта: обретение собственного творческого почерка, своей индивидуальной манеры. Ранние работы М.Бакаевой ещё сохраняли связь с академическими традициями, хотя в них уже проявился свежий и непосредственный взгляд на мир. В её ранних пейзажах, выполненных во второй половине 60-х годов, тщательно соблюдаются требования,
предъявлявшиеся тогда к композиции и рисунку живописных произведений. Но колористическое решение работ и тогда было вполне самостоятельным. Мажорность её цветовых сочетаний привлекала к себе внимание, тем более что в те годы сдержанность в цвете считалась “хорошим тоном”. Одно время декоративная манера преобладала в живописи М.Бакаевой, особенно в натюрмортах. Выполненные в 60-70 годы натюрморты «Праздничный», «Восточный», «Калы», «Апельсины» и целый ряд других тяготели к плоскостному решению с декоративной интерпретацией цветовых пятен, Однако, увлечение декоративностью длилось недолго, благодаря активной работе на пленэре.
Эта работа диктовала совсем другой творческий подход и ставила перед художницей задачу передачи свето-воздушной среды, взаимопроникновения и взаимодействия цвета и света. От видения натуры в “упор” до полной живописной свободы художница прошла свой путь становления довольно быстро. Наиболее близким для неё оказался импрессионистический метод, но в современной трактовке. Свежесть впечатления, достоверность состояния являются для неё главным в любой картине.
Любовь к жизни, ощущение бытия как счастья, не позволили художнице увлечься недолговечными веяниями моды, модернистскими тенденциями. Самостоятельность мышления помогла ей сохранить творческую независимость, соотнести своё восприятие жизни с выбором образной системы. Любой из избираемых ею сюжетов картины не оставляют сомнения в реальности своего существования, однако свободная живописная техника, умение передать трепет воздушной среды, использовать цвет в качестве эмоциональной доминанты в картине говорят об умелом сочетании традиционализма с современным мировосприятием.
Черты творческой зрелости можно отметить в творчестве Майи Бакаевой уже в середине 70-х годов. К этому времени она уже успела пройти путь проб и поисков, определить свой творческий потенциал. Основное место в её живописи заняли пейзаж и натюрморт.
Натюрморт для художницы – один из любимейших жанров. Она воспринимает его как средство связи человека с окружающим его миром, стремится показать духовную жизнь
Личности через предметы материального мира. Обычно в натюрмортах М.Бакаевой сопоставляются и противопоставляются не только цветовые контрасты и созвучия, но различные материалы и фактуры. При этом автор успешно избегает “музейности”, излишней конкретизации материала, зато значительно расширяет понятие фона натюрморта, погружая предметы в живую среду, передавая трепет воздуха вокруг них, подчёркивая особенности освещения, что позволяет даже понять, в какое время года и какое время суток написан натюрморт. Такой подход совершенно лишает натюрморты
М.Бакаевой обычного их недостатка – постановочности. Темы её натюрмортов традиционны – это цветы, плоды, посуда, драпировки, обычные предметы быта.
Нетрадиционен подход к самой сути “мёртвой натуры ”, так как в каждом случае меняется эмоциональный заряд картины. Натюрморт может быть элегическим, даже сдержанно-печальным, но чаще всего он пронизан радостным настроением. Больше всего это проявляется в излюбленном сюжете художницы – цветах. Она пишет цветы круглый год,
начиная с первых весенне-нежных подснежников до последних, осенних хризантем. Любой цветок – простая ли полевая ромашка или пышная роза, или изысканный ирис –
привлекает внимание. Художница стремится запечатлеть минутную красоту цветов, передать хрупкость прекрасного в нашем сложном мире и торжество красоты над буднями. Довольно рано в творчестве М.Бакаевой появились натюрморты, посвящённые какой-либо одной теме и всесторонне её раскрывающие. Таковы «Хлеб и молоко» -1973г., «Мёд» -1977г., «Самовар» - 1977г., «Тыквы» - 1978г., «Ряженка» - 1983г. и т.д.
В этих произведениях художница стремится найти не только сюжетный, но и цветовой и эмоциональный камертон в каждом случае. Она добивается не только гармонии цветовых отношений, не только выражения сути изображаемого предмета, но и полного контакта зрителя с изображением. Достаточно сравнить золотую, по-летнему теплую тональность
“Мёда” с серебристо-зимним сиянием “Самовара”, чтобы понять, что каждый цветовой мазок и каждый световой блик выражают и подчёркивают чувства и колебания настроений человека. Его духовный мир находится в постоянном контакте с внешним материальным миром и раскрывается через эстетическое переживание, к которому подводит художник. Именно это свойство является самым ценным в творчестве М.Бакаевой.
Ещё с большей очевидностью связь творчества художницы с дыханием живой жизни раскрывается в её пейзажах. Писать пейзаж для неё также естественно, как дышать, она не мыслит своей жизни без природы. М.Бакаева отнюдь не урбанистка, городские мотивы появляются у неё от случая к случаю; её влечёт, главным образом, природа, если не первозданная, то хотя бы мало затронутая деятельностью человека.
Развитию пейзажной линии в своём творчестве художница не в последнюю очередь обязана частым переездам и поездкам по своей стране и другим странам. Украина, Сибирь, Средняя полоса России, Подмосковье, Голландия, Франция – всё это для неё не географические понятия, но обжитая среда, прочувствованная, со всеми своими особенностями настроения и колорита. Уже в самых ранних пейзажных работах художница стремилась не только запечатлеть конкретные черты ландшафта, но, в лучших традициях русской пейзажной живописи, передать состояние природы и человека. Природа для М.Бакаевой – это источник радости и вдохновения, отражение состояния души.
Интересно рассматривать натурные этюды художницы. Работая на пленэре, она никогда
Не чувствует себя связанной методом зарисовок, её интересует не столько мотив пейзажа, сколько передача состояния природы в данный момент. Именно в этюдах раскрывается основной метод творчества художницы: запечатлённое мгновение. В этюдах мы видим легкий туман над водой, уже рассеиваемый утренним ветерком; угасающие блики последних солнечных лучей на закатной реке; розовое облако, тающее в небе, синие и лиловые тени на снегу – всё то, что существует в протяженности времени вдоха или выдоха и исчезает, чтобы смениться новым чудом, которое тоже может быть удержано художником на полотне.
Именно этюды ложатся в основу пейзажей, создаваемых М.Бакаевой, но она не следует
им буквально, лишь используя свои впечатления для создания обобщённых образов природы. Тем более не мешает привязанность к живому впечатлению живописным поискам художницы. В определённые периоды творчества она придаёт своим пейзажам то декоративный, то символический характер, часто увлекается передачей световых эффектов («Симфония заката» – 1979-1990гг., « Луна встаёт»” – 1987г. и др.). Однако самыми удачными приходится признать те её работы, где проявляется непосредственность восприятия, помноженная на непреходящее удивление перед красотой земли. Именно импрессионистский метод наиболее соответствует природе творчества М.Бакаевой.
На её персональных выставках всегда бросается в глаза обилие пейзажей. Особенно много в творчестве художницы весенних мотивов. Момент пробуждения природы привлекает её не только свежестью красок, сложными переходами состояния, тонкостью нюансов настроения, особой светоносностью, но и тем сочетанием некоторой расслабленности и бодрости, которым дарит нас это время года. На протяжении всего творческого пути М.Бакаевой весна господствует в её работах то кружевной нежностью, то ликующей радостью обновления («Весенняя радость» - 1971г., «Сегодня клюёт» - 1983г., «Весенние кружева» - 1967-1992гг., «Цветущий сад» - 1983г., «Весна в Кашире» - 1984г., «Март в деревне Киясово» - 1991г., Вербное воскресенье» - 1992г. и др.).
Приподнятое настроение весенних пейзажей сменяется счастливым покоем летних дней, заставляющих нас ощутить всю полноту жизни, щедрость природы («Мальвы цветут» - 1983г., «Тёплая земля» - 1981г., «Река Снов» - 1983г., «Зачарованная Ока» - 1987г., «Белопесоцкий монастырь» - 1989г., «Утро. Марсель» - 1991г., и др.). В этих пейзажах
резко меняется цветовая гамма: несмотря на богатство красок и насыщенность цвета она становится спокойнее, без эмоциональных всплесков весенних пейзажей, да и летнее освещение более спокойно, менее изменчиво.
Зато осень даёт возможность снова разгуляться палитре: контрасты ярких красок и надвигающегося холодка освещения, столкновение тёплых и холодных тонов, быстрая смена яркого света пасмурной приглушенностью – всё это соответствует резкой смене настроения осенней природы. Именно это и цветовое разнообразие осени отвечает творческому темпераменту художницы, поэтому каждая осень приносит с собой новый урожай её работ (« Осенняя пора» - 1977г., «Осенняя прозрачность» - 1977г., «Осенняя сюита» - 1977г., «Осень в Нежине» - 1982г., «Осень наступила» - 1985г., «Осень» - 1990г. и др.).
В зимних пейзажах М.Бакаевой привлекает сложность свето-цветовых отношений, главным образом, окрашенность снега в зависимости от освещения в голубые, розовые, зеленоватые тона. В этом отношении художнице очень помогло общение с природой Сибири и Подмосковья, где зима длится дольше других времён года. Жизнь, не угасающая и под снежным покровом, вот главная тема её зимних пейзажей («Морозный день» - 1976г., «Иней» - 1981г., «Зимнее утро» - 1981г., «Каширский Дворик» - 1985г.,
«Церковь в деревне Бесово» - 1990г., «Кашира зимой» - 1985г. и др.). В этих пейзажах часто появляется новое направление – жизнь тихой русской провинции, маленьких городков и деревушек с их деревянными домишками, уютом узких улочек и заснеженных
крыш с розоватыми отсветами зимнего солнца на снегу. Возможно, в этом внесении некоторой жанровости в пейзаж проявляется внутренний протест автора против зимнего сна природы, несмотря на те изумительные колористические возможности, которые даёт живописцу зима. В последние годы Майя Бакаева не ограничивается передачей состояния и настроения природы. В её пейзажах появляется попытка трактовать конкретный пейзаж как часть мироздания. Это связано с мировосприятием художницы - ощущением Земли и Вселенной. Полного развития эта тема ещё не получила, но уже ощутимо проглядывает во многих работах художницы. Из такого взгляда на мир вытекает и интерес к центру мироздания: человек как часть прекрасного мира, разумеется, тоже прекрасен, Эту мысль художница и стремится выразить в своих портретах, в которых авторская пристрастность к людям не только не скрывается, но и подчеркивается. В портретах М.Бакаевой человек
всегда красив, благороден, романтичен. Это относится к большинству её портретных работ («Мать-героиня» - 1966г., «Маюшка» - 1969г., «Светлана» - 1969г., «Девушка в зеленом берете» - 1989г., «Жорж в саду» - 1991г., «Рената» - 1991г. и др.). В портретах всё внимание автора сосредотачивается на личности портретируемого, и какие-либо композиционные изыски встречаются крайне редко, зато колористическая отточенность зачастую достигает значительной глубины. Цветовые отношения подчёркивают психологическую характеристику персонажа то пастельной мягкостью, то контрастностью красочных пятен.
Импрессионистическое видение мира не позволило достичь больших успехов в том
жанре, который получил в русском искусстве наименование “тематической картины”.
Хотя она и пыталась работать в этой области («Хирурги» - 1970г, «Мать» - 1983г., «Концерт» - 1990г.). Зато очень хорошо ей удаются небольшие жанровые зарисовки, как бы мгновенно выхваченные из жизни («Берёзовые веники» - 1988г., «Сбор винограда» - 1990г., «Родительский дом» - 1990г. др.). В них неизменно присутствуют свежесть взгляда художницы, её ощущение живого жизненного ритма, умение найти красоту и в повседневности.
Художественное пространство творчества Майи Бакаевой расширяется год от года, она неустанно совершенствует своё мастерство. Её преданность своему призванию равна только её творческой активности: за свою ещё не очень долгую жизнь она приняла участие в 68 выставках. Её работы экспонировались в семи странах мира, многие произведения находятся в галереях и частных коллекциях России, Украины, Казахстана, Японии, Кореи, Голландии, Франции, Англии, Югославии, Германии, Израиля.
Картины Майи Бакаевой привлекают своей непосредственностью, щедростью живописного языка, жизнерадостным мироощущением. Её преклонение перед красотой мира - красотой земли, неба, цветов, человека - обезоруживает и подкупает.
Во многих печатных отзывах о её творчестве подчёркивается именно эта особенность: искусство, приносящее радость.
Made on
Tilda