События и новости

Натюрморт в творчестве Майи Бакаевой

Человек живет в мире вещей. Вещи окружают нас от рождения до смерти, и мы стараемся, чтобы они не только приносили пользу, но и радовали глаз, поэтому нам так приятно изображение наших любимых вещей и даров природы.
Картины с их изображением и называются натюрмортами. И хотя это слово в переводе означает «мёртвая натура», гораздо более точно звучит, принятое в североевропейских странах, обозначение - «тихая жизнь». Действительно,
окружающие нас предметы отражают нашу жизнь, будет ли это изображение роскошного пиршественного стола в творчестве фламандских художников XVII века или ржавой пайковой селёдки и куска чёрствого хлеба на картинах К. Петрова-Водкина и Д. Штеренберга, как символ эпохи военного коммунизма.
Отдельные изображения цветов, плодов и предметов быта встречались ещё на стенах древнеегипетских усыпальниц и на фресках Помпеи, но натюрморт как жанр живописи утвердился в европейском искусстве в XVII веке, а в России только в XIX веке. Развитию жанра помогло то обстоятельство, что каждый художник начинает изучение секретов мастерства и постижение соотношения формы, цвета, законов освещения и расположения в пространстве объектов изображения именно через натюрморт. Для многих он остаётся любимым жанром, позволяющим не только показать мастерство художника и подчеркнуть красоту окружающего нас мира, но и показать широту и разнообразие человеческих чувств через, казалось бы, бесчувственные предметы.
Именно так относится к натюрморту Майя Бакаева, работающая в различных областях живописи, - пейзаж, портрет, жанровая зарисовка занимают в её творчестве равное место, но натюрморт отличается наибольшим разнообразием подхода к теме. Она воспринимает натюрморт как средство связи человека с окружающим его миром и стремится показать духовную жизнь личности через предметы материального мира. Обычно в натюрмортах М.Бакаевой сопоставляются и противопоставляются не только цветовые контрасты и созвучия, но и различные материалы и фактуры. При этом автор успешно избегает «музейности», излишней конкретизации материала. Зато значительно расширяет понятие фона, погружая предметы в живую среду, передавая трепет воздуха вокруг них, подчёркивая особенности освещения, что позволяет понять, в какое время года и даже суток написана работа.
Конечно, ни один художник не откажется акцентировать внимание зрителя на красоте изображаемого предмета и использует для этого все изобразительные возможности - композицию, колорит, эффекты освещения. Но у Бакаевой каждая работа имеет внутренний подтекст, передающий замысел художника зрителю и погружающий его в определённое состояние. Внимание к «тихой жизни» предметов приводит автора к детальному изучению для передачи их сущности во взаимодействии с окружающей средой. Отсюда появляются такие натюрморты, как «Грибы», «Мёд», «Тыквы», «Ряженка», «Хлеб».
На примере «Мёда»можно видеть, как гармонично разыгрывается цветовая гамма тёплых тонов - мёд в плошке, золотое сияние тёмной посуды медового цвета, тёплое освещение - всё создаёт у зрителя ощущение неповторимого медового аромата, заставляет вспомнить о солнечных летних днях.

Такой интерес автора к определённым темам приводит, иногда, к созданию целых серий работ, посвящённых жизни предмета в различных обстоятельствах.
При этом предмет превращается уже в символ. Такова серия, посвящённая самовару. Это в глазах художницы не просто бытовой прибор, а Самовар с большой буквы, олицетворение семейного очага, средоточие домашнего тепла и
гостеприимства. Он может быть торжественным, возвышающимся в центре композиции, сияющим серебряными боками в окружении красивой посуды и явно ожидающим гостей. А может прикинуться изделием «хохломы» в весёлой красочности и облаках пара, так что действительно чувствуется «Аромат чая». А может вообще слиться с праздничным карнавалом народных игрушек и вышивок («Праздник»).
Праздничность и радостное настроение преобладают в натюрмортах М.Бакаевой. Это подчёркивается красотой предметов, их жизнерадостной красочностью, - М.Бакаева часто включает в картины цветы, красивую посуду, изделия мастеров Хохломы, Гжели, дымковскую и богородскую игрушки.
Хотя радость бытия преобладает в большинстве работ Бакаевой, но именно её творчество показывает, что кроме красоты и радости натюрморт может отражать совсем другие чувства и переживания. Несколько работ напоминают о трагическом прошлом нашей страны, о Великой Отечественной войне. Обычное лобовое решение темы в данном случае было бы слишком простым, поэтому художница прибегает к сложным ассоциативным приёмам. В картине «День Победы» использован один из любимых приёмов автора: натюрморт на фоне 
пейзажа - ясный солнечный день, весенняя яркость неба, букет весенних цветов на столе, чистые краски зеленеющих лугов и отражённая в воде реки синева - ощущение праздника. Но рядом с цветами стоит гранёный стакан, накрытый куском чёрного хлеба, - напоминание о тех, кто не дожил до Победы.
И сразу возникают в памяти строки о празднике «со слезами на глазах».
Натюрморт «Память» - ещё более лаконичен: чёрная ваза на фоне приглушенно - красных драпировок и лежащие перед ней цветы, словно у подножия памятника, создают впечатление траурно-скорбное.
О многом, внимательному зрителю, могут рассказать такие работы, как «Одинокий цветок», «Слеза розы». Натюрморт даёт художнику бесконечные изобразительные возможности не только благодаря разнообразию сюжетов, но и способностью, как мы уже видели, делиться эмоциональным состоянием автора со зрителем.
Во всех натюрмортах Бакаевой чувствуется присутствие автора, избравшего предметы для изображения и рассказавшего о них с любовью и мастерством. Но есть несколько работ, в которых присутствие человека передано опосредованно. В таких работах грань между натюрмортом и жанровой картиной чрезвычайно тонка. И это оригинальное решение может послужить началом новой тенденции в творчестве художницы.
Прежде всего, речь идёт о картине «Картофель уродил». На холсте изображён уголок хозяйственного двора с поленницей дров на заднем плане. Здесь же орудия труда - лопата и вилы, кирзовые сапоги, облепленные грязью, как будто тот, кто копал картофель, только что отошёл. А на первом плане - ведро с картофелем, написанном так сочно и выразительно, что становиться понятно, что главное в этой сложной композиции. Сдержанный колорит помогает раскрыть тему: уважение к труду человека и плодам его труда.
Если в вышеназванной работе натюрморт все-таки господствует, то в «Яблоках на снегу» мы видим парадоксальное соединение пейзажа и жанровой сценки с совершенно самодостаточным натюрмортом. Трудно сказать, что больше притягивает взгляд: зимний солнечный день, маленький засыпанный снегом городок с яркими домишкам, фигурки людей и играющих детей - всё это вдали, а на первом плане, прямо на снегу лежат крупные, спелые, румяные яблоки, как посланцы лета к зимнему празднику, может быть к Рождеству или Новому году. Эта картина недаром пользовалась большим успехом на выставке и даже использовалась в качестве её визитной карточки.


Очень большое место в творчестве Бакаевой занимают натюрморты с изображением цветов. Это и понятно - цветы: средоточие земной красоты, символ прекрасного, отражение райского сада. В работах художницы нашли место простодушное разноцветье полевых цветов, прохладная свежесть подснежников, роскошная пышность пионов и сирени, высокомерная красота роз, изысканность ирисов, скромное очарование ромашек, цветущей вербы и даже одуванчиков.
Трудно подвергать анализу красоту, кажется, что ею можно только восторгаться, но мы уже видели на примере «Памяти» и «Взрыва», что даже через изображение цветов можно говорить о самых сложных явлениях жизни. Для М.Бакаевой каждый цветок - это художественный образ, несущий в себе информацию о нашем многоликом мире. Бакаева пишет цветы круглый год, от нежных весенних первоцветов до последних осенних астр и хризантем, часто сопровождая их приметами времён года. Для этого она использует в качестве фона пейзаж или помещает букет на окно, так что лучи солнца пронизывают его. Пейзажный фон и воздушно-световые потоки обогащают и умножают нюансы цветового решения, поражающие зрителя то яркостью и глубиной, то нежнейшими переливами красок. Достаточно поместить рядом «Васильки» и «Пионы для невесты», чтобы почувствовать диапазон живописного дарования автора. В каждом произведении художница решает сложную колористическую задачу, учитывая форму, цвет, освещение, соотношение пространства и времени дня с изображаемым объектом.
Трудно перечислить все работы М.Бакаевой, посвящённые цветам. Она сама признаётся, что не может пройти мимо букета или любого цветка, чтобы её неудержимо не потянуло к мольберту. Каждый цветок говорит с ней на своём языке, требуя особого отношения - своего формата, размера, колорита.
Поэтому так пленяют зрителя её работы. Когда видишь такие картины, как «Осенний луч», «Первый снег», «Вербное воскресение», «Сирень цветёт», «Июль», «Герань на окне» и многие, многие другие, испытываешь радостное удивление перед красотой мира.
В лучших работах автору удаётся возвести изображаемый предмет до уровня символа, наполнить его обобщающим смыслом, глубокой эмоциональностью.
Полёт творческой мысли в сочетании с проникновением в суть материального мира делает творчество М.Я.Бакаевой олицетворением торжества жизни во всей её полноте.
Made on
Tilda