События и новости

Вступительная статья о художнике к каталогу 1985г.

Вступительная статья из каталога

Выставка произведений Майи Яковлевны Бакаевой, в экспозицию которой включены тематические картины, портреты, пейзажи и натюрморты, посвящённая 40-летию Победы над фашистской Германией, стала важным событием в культурной жизни подмосковного
города Каширы, представив зрителям живописца широкого творческого диапазона, умеющего, средствами изобразительного искусства выразить своё отношение к окружающей жизни.
М. Бакаева принадлежит к плеяде художников, рано определивших своё жизненное призвание. Через два года после окончания средней школы она поступила учиться в Днепропетровское художественное училище, которое окончила в 1964 году. С 1958 года
М.Бакаева своими работами участвует на художественных выставках. В1966 году её работы «Май» и «Зима-кудесница» экспонируются на молодёжной республиканской выставке, и с этого времени она – постоянная участница ряда крупнейших всесоюзных, республиканских, зональных выставок. В 1967 году она была принята кандидатом в члены Союза художников СССР, а в 1970 году – в Союз художников СССР.
Среди тематических полотен М.Бакаевой особое место принадлежит полотну «Мать», в котором нашло выражение высокое гражданское чувство художника. В нём живописец
Совмещает черты облика реального и элементы символики, что придаёт образу особую значительность и монументальную приподнятость. Выполненная с заниженной точки зрения, крупная фигура женщины-крестьянки предстоит на фоне скульптурного портрета своего сына – Героя Советского Союза. Напряжённые алые, золотистые, охристые тона картины, подвижная фактура мазка кисти создают образ, наполненный большой эмоциональной силой.
Иной арсенал живописных средств использует М.Бакаева при написании полотна «Хирурги», где она создаёт образы людей, занятых точным, сложным делом, когда от их собранности, сосредоточенности зависит жизнь человека. Горящие изнутри цвета и тягучий мазок сменяются холодноватой, красочной палитрой и локализацией световых пятен, усиливая остроту характеристики склада героев полотна.
Легки и прозрачны краски картины «Стремление», на которой М.Бакаева изобразила тоненькую девочку, протянувшую руки к солнцу. Ясный весенний день мягким светом струится в открытую дверь балкона, распахнутую в небо, и хрупкая фигура девочки становиться, в трактовке автора, олицетворением вечного стремления детства к свету, солнцу, добру.
Теме детства посвящена и картина «Прогулка». Художница изображает громадный строящийся индустриальный объект, тяжёлые конструкции которого мощно вздымаются
В небо. Чёткому линейному ритму форм воздвигающегося гиганта противопоставлена мягкость очертаний крон деревьев, размещенных на первом плане, подчёркивая грандиозность будущего сооружения. С краю полотна художница изобразила детишек из детского сада, вышедших на прогулку. Маленькие фигурки детей, написанные яркими весёлыми красками, праздничной нотой вписываются в индустриальный пейзаж, в их разноцветии слышится оживлённый говор ребятишек, и трогательная незащищённость малышей особенно явственно ощущается на фоне мощных сооружений.
Обращение к многоцветию красочной палитры для передачи высокого эмоционального состояния людей используется М.Бакаевой в работе «Песня». На ней изображены старушки, в ряд сидящие на заваленке у деревенского дома. Яркое свечение локализированных пятен окраски их платьев, кофт, платочков создаёт красочную гамму, как бы вторящую мелодию песни, которую они поют. Пытаясь найти адекватную выразительность звуковых и красочных нот, художница создаёт цветовую гармонию, складывающуюся в нашем сознании в определённое мелодичное звучание. В этой работе
живописец не даёт подробной психологической характеристики действующих лиц изображаемого действа, выражая свой замысел чисто эмоциональным воздействием
цвета.
М.Бакаева художник – лирик, и поэтому она создаёт образы людей, каждый из которых интересен для неё как личность. Её портреты носят несколько интимный характер, как правило, она изображает понятных и близких ей людей.
Большим лирическим чувством проникнута работа «Маюшка», рассказывающая о человеке большой доброты и тонкой души. Её лицо написано, нежными, трепетными мазками, и поэтому особенно живо светятся на нём огромные, чуть печальные глаза прекрасной женщины, одухотворённые любовью ко всем людям.
Полотно «Мой друг» более конкретно по психологической характеристике. Художница внимательно всматривается в столь близкое ей лицо, стремясь передать каждую его чёрточку. Чуть встревоженные глаза, некоторая бледность лица не мешают восприятию живости и непосредственности ребёнка, доверчиво вглядывающегося в окружающий его мир. Трогателен образ совсем юной девушки в небольшой работе «Балерина», где художница также создаёт психологический портрет большой поэтической силы. Невелик по размерам , но также интересен портрет «Мальчик в шапке», в котором она создала образ психологической наполненности.
В экспозиции представлена портрет-картина, где М.Бакаева создает обобщённый образ ранней юности. Это работа «Синяя птица», на которой изображена девочка с большими
задумчивыми глазами. Краски полотна декоративны, построены на столкновении синих
и белых тонов, и эта контрастность передаёт взволнованность душевного состояния юности, только вступающей в жизнь.
Пейзаж, представленный на выставке, передаёт глубокую взволнованность М.Бакаевой при встрече с прекрасным миром природы, показывая её внутреннюю настроенность при создании работ этого жанра. Один из её ранних пейзажей – «Сумерки» - выполнен на контрасте багряных цветов закатного освещения неба и сумеречного освещения вод реки, деревьев и кустов по её берегам. Гамма напряжённых цветов создаёт ощущение неясной тревоги, надвигающейся с вечерней темнотой.
Большая экспрессия присуща и пейзажу «Ночной город», где также предсумеречные краски создают впечатление напряжённого состояния несколько отчуждённого от человека вечернего города.
Иное настроение в пейзаже «Март», где живописец отходит от использования локальных цветовых пятен к подвижному мазку, значительно расширяя красочную палитру. В этом пейзаже ей удалось передать свечение прозрачного весеннего воздуха, наполненного тёплым дыханием, тончайшие переходы цветовых оттенков снега, зыбкость крон деревьев.
Столь же богат красочными оттенками пейзаж «Тёплая земля», где видны тончайшие переходы коричневых, охристых, зеленоватых и голубых цветов, создающих впечатление движения тёплого воздуха от отдыхающей земли, мирно раскинувшейся под спокойным небом.
Натюрморты М.Бакаевой также весьма разнообразны по живописному строю. Активно вылеплена форма и явственно передана фактура предметов в натюрмортах «Тыквы» и «Ряженка», в композиции которых видна строгая построенность отношений на полотне. Совсем иные, прозрачные и нежные, в красках, натюрморты «Одуванчики» и «Май», где художница хочет показать хрупкий мир цветов, столь недолговечных и прекрасных в своей беззащитности. Ставя перед собой задачу поиска передачи «тихой жизни» вещей и малых форм природы, М.Бакаева находит в каждой работе особый подход к её выполнению.
При знакомстве с выставкой произведений М.Бакаевой чувствуется стремление рассказать не только о людях, природе, предметах, но и передать своё отношение к ним.
Обращение к различным жанрам, постоянный поиск своих путей в искусстве, совершенствование профессиональных навыков, дают возможность говорить о М.Бакаевой как о по-настоящему современном художнике, обладающем собственной творческой индивидуальностью. И всё это – залог будущих успехов живописца.
Made on
Tilda